О СВЯТЫХ И ИКОНАХ

О святых покровителях Воронежа и старинных иконах

О святых покровителях Воронежа

Первым Святым покровителем построенного в 1586 году Воронежа стал один из величайших русских святых – Святитель Алексий Митрополит Московский, не смотря на то, что жил на два века раньше основания города. В 1620 году под Воронеж пришли отряды кочевников, намеревавшиеся ограбить и разорить город. Малочисленная воронежская дружина сделала вылазку и одержала победу в бою, не смотря на огромное численное превосходство кочевников. Воронеж был спасен. Бой произошел в день памяти Святителя Алексия Митрополита Московского. В честь спасения города благодаря небесному заступничеству Святителя Алексия в том же 1620 году был основан первый в Воронеже Алексиев Акатов монастырь.

Святитель Алексий был выдающимся духовным и политическим деятелем, оберегавшим Москву от нападений со стороны Золотой Орды и Литвы, собирателем русских земель в единое государство вокруг Московского княжества, воспитателем будущего освободителя от ига князя Дмитрия Донского и другом самого почитаемого на Руси Святого Сергия Радонежского. Возможно если бы не заступничество Святителя Алексия, Воронежу уже не удалось бы возродиться и не проявились бы в нем в дальнейшем такие духовные пастыри как Святители Митрофан и Тихон.

Перед деятельностью и подвигами Святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, как указывала губернская историческая комиссия в конце XIX века, меркли все другие события на тот момент 300-летней истории города, и именно благодаря их трудам население воронежского края стало на путь гражданственности и преуспевания.

Святитель Митрофан, 1-й Воронежский Епископ, был духовным светочем для Воронежа в конце 17 века, сподвижником патриотических начинаний Императора Петра Великого и много содействовал строительству флота. Именно он освятил первый русский линейный корабль «Гото Предестинация» и поднятый на нем первый Андреевский флаг. В награду за свои труды после завоевания Азова Император повелел именоваться ему Епископом Воронежским и Азовским, а после смерти Святителя, самолично нес его гроб со словами горести, что не будет у него больше такого Святого старца. Такое отношение Великого Императора лишний раз подчеркивает значение Воронежского Святителя как лично для него, так и в целом для Российского Государства.

Святитель Тихон Задонский, 11-й Воронежский епископ, был одним из выдающихся просветителей 18 века и одним из крупнейших духовных писателей, самые популярные произведения которого на протяжении ста лет печатались почти так же часто, как и Евангелие. Значение Святителя Тихона Задонского для России оценил, в том числе, великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский, когда в своих всемирно известных произведениях «Бесы» и «Братья Карамазовы» в качестве прекрасного положительного образа вывел именно Тихона Задонского, и противопоставил его нигилизму и революционному движению своего времени.

Вклад Святых Покровителей Воронежа в дело просвещения Отечества был по достоинству оценен потомками и их образы были увековечены в ряду самых выдающихся русских людей на памятнике 1000-летию Российского Государства, установленном в 1862 году в Новгороде.

О старинных иконах

Иконопись – высшее искусство. Его целью является изображение не творений Божиих, таких как природа или человек, не творения рук человеческих, а высшего существа — Бога, принявшего человеческий образ, и самых достойных из людей – святых, прославленных самим Богом, а так же чудесных явлений Бога в жизни и истории человечества.

Лучшие художники-иконописцы создавая новые произведения, считали, что они воссоздают религиозно-нравственные идеалы прошлых веков и наполняют их современным содержанием. Они стремились, с одной стороны, к усилению религиозного чувства, а с другой — к пробуждению эстетических чувств человека, показывая идеальную, внеземную сущность искусства. Иконы создавались для того, чтобы через свои самые светлые чувства и эмоции, возникающие перед образом, человеку было легче обращаться к Первообразу – Богу и Его святым, легче общаться с Богом и Святыми в молитве.

Присутствием иконы было пронизано все пространство России. Они ставились везде, как во внутреннем, так и во внешнем пространстве. Иконы ставили в каждом храме или часовне, каждом доме, практически во всех общественных заведениях, будь то магазин, кабак, железнодорожная станция, больничная палата, даже публичный дом или тюремная камера. Иконы ставились так же над воротами, в нишах на стенах домов, крепостей и укреплений в городах и селах, даже на перекрестках дорог на специальных столбах. Количество икон потрясало взоры путешественников, они обнаруживали их практически везде. Иконы были в большом количестве в каждом доме независимо от достатка — и бедном и богатом. В богатых домах они были украшены золотыми и серебряными ризами и драгоценными камнями. В бедных домах они украшались медными ризами, цветным стеклом, шитьем. Иконы не только приобретали себе, их дарили на праздники и торжества близким людям или сослуживцам. Иконы передавались по наследству из поколения в поколение, часто фигурируя в описях и оценках имущества. Причем иконы «высокого» письма по описям имущества оценивались значительно дороже, чем капитальные строения – дома и амбары.

Русская иконопись была не только уникальным явлением мирового искусства, более того, она послужила даже источником вдохновения для художников, стоявших у истоков современного искусства, как, например, для основоположника авангарда всемирно известного художника Анри Матисса.